224023  г.Брест  ул. Советской Конституции,8В
bgdp2@brest.by
+375 162 25 19 82
+375 33 638 70 78

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

проблемой не только педагогической, но и общественной. При этом не следует забывать и о медицинской составляющей профессиональной ориентации, так как при профессиональном выборе должны учитываться не только способности личности, но и ее физические и психические возможности.
Профессиональный выбор совпадает с подростковым периодом жизни человека.
Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе его интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, особенностей физического и психического статуса, а также с учетом знаний о характере различных профессий и требованиях, предъявляемых ими к состоянию здоровья и личностным особенностям работающих
Профессиональная ориентация включает три основных аспекта:
1. Социально-экономический – предполагает учет потребностей общества и данного экономического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.
2. Психологический – подразумевает изучение психофизиологических и других качеств личности на предмет соответствия их требованиям профессий и формирование профессиональной направленности в зависимости от полученных результатов.
3. Медицинский – включает изучение состояния здоровья детей и подростков (установление необратимых дефектов и аномалий развития, при наличии хронических заболеваний – определение степени компенсации) для обеспечения соответствия его избираемой профессии, сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
Помочь в правильном выборе профессиональной деятельности юношам и девушкам, имеющим хронические заболевания и функциональные расстройства, призвана медицинская профессиональная ориентация.
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Состояние здоровья – ключевой фактор, определяющий окончательный выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, быстрому развитию профессиональной патологии и создает предпосылки для инвалидности.
По данным медицинской статистики многие подростки (около 80% учащихся 8-10-х классов) в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья в связи с наличием у них хронических заболеваний или дисфункций. Наиболее частыми причинами ограничения являются функциональные нарушения зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех видах работ. Ограничением в выборе профессии выступают также заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди таковых причин соответственно второе и третье места. Все это указывает на актуальность и необходимость осуществления своевременной медицинской профориентационной деятельности.
Медицинская профессиональная ориентация может осуществляться на разных уровнях:
· групповом (коллективном) – гигиеническое воспитание и обучение, групповое (коллективное) ознакомление подростков, их родителей и педагогов с наиболее общими медицинскими вопросами выбора профессии;
· индивидуальном – врачебные профессиональные консультации и отбор подростков и молодежи на разных этапах обучения и профессионального пути.
Индивидуальная медицинская профессиональная ориентация развивается в следующих направлениях:
1) врачебная профессиональная консультация (ВПК) – рекомендация учащемуся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, ряда профессий, которые максимально соответствуют функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития;
2) врачебный профессиональный отбор (ВПО) – медицинское заключение о возможности выполнения конкретной профессии или обучения по конкретной специальности.

Различия между врачебной профессиональной консультацией и врачебным профессиональным отбором в том, что при первом – профессия подбирается для человека, а при втором – человек для профессии.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование, по результатам которого оформляется заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.
Профессиональная пригодность (по медицинским показаниям) – это наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.
Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей не так уж и много, к сожалению.
Группы распространенных противопоказаний.
1. Зрение. Людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.
2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки.
3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
4. Опорно-двигательный аппарат. Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность.
Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
тем более нелегко сделать это самостоятельно. Наверное, гораздо проще обстоит дело, когда профессию за тебя выбирает кто-то другой, например родители или друзья. Или когда ты просто начинаешь заниматься каким-то делом, которое само «пришло к тебе в руки», не особенно задумываясь, а то ли это, в чем ты сможешь наиболее полно реализоваться. И уже потом решаешь, «примериваешься» - на всю жизнь это дело или так, случайный эпизод. Но «проще» не значит «лучше», обычно большего успеха в профессии достигает тот, для кого она стала результатом осознанного, осмысленного и самостоятельного выбора.
Известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы совершить адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии. Существуют несколько таких «осей измерений», которые позволяют классифицировать профессии о которых имеет смысл подумать, чтобы совершить адекватный выбор. Прежде всего, различают несколько типов профессий в зависимости от того, что в них является предметом труда.
Основные предметы труда таковы:
Другие люди;
Природа;
Техника;
Знаковые системы;
Художественные образы;
Сам человек.
Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп профессий ты более склонен.
Дифференциально – диагностический опросник
Инструкция
Предположим, что после соответствующего обучения ты способен одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы ты предпочел? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его номер.
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ В БРЕСТЕ:

+375 162  40-62-26
+375 162  20-15-55
viber
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ  ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ:

8 - 801 - 100 - 8 - 801
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ БЕСПЛАТНАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ:

8 - 801 - 100 - 16 - 11
© 2021  Брестская городская детская поликлиника №2