• Запись изменена:08.05.2025

Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 20 сентября 1993 года. Праздник «Международный день семьи» был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество.

 Оценка ситуации в Республике Беларусь показывает, что молодые семьи создаются в абсолютном большинстве в условиях изначального нездоровья супругов, что не может обеспечить ребёнку максимальный потенциал здоровья. Семья и общество не формируют адекватную модель маскулинности и не гарантируют условия, необходимые для нормальной социализации девочки и обеспечения её психологической готовности к брачно-семейным отношениям. И то и другое проявляется в рискованном по отношению к здоровью и неблагоприятном с демографической точки зрения поведении молодёжи. Таким образом, важнейшие функции семьёй не выполняются, и наблюдается неблагоприятный прогноз относительно успешности их выполнения вновь формируемыми молодыми семьями. Круг между социальным и психофизическим нездоровьем замыкается.

Выполнение семьёй функций воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважения к труду. Именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью.  Смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей детей, обоих супругов, заботе их друг о друге. Особая роль в семье отводится совместному переживанию радости, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.

Роль семьи в жизни подростка

Возникла необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в нынешней сложной ситуации.

Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы? По определению, каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка; обеспечение психологической поддержки и защиты личности; сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. Происходит так потому, что эти родители, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки.

Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте говорится много в литературе, а о позитивных возможностях речь заходит значительно реже. Между тем подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей (дети начинают писать стихи, читают взахлёб).

Благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, правильно направлять растущую энергию подростков — одна из основных воспитательных задач родителей. 

 

 Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым.

Сложно судить о том, каким должно быть идеальное воспитание ребенка. Гармоничные отношения в семье между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, создание стиля взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Часто задаваемый вопрос со стороны родителей: как стать авторитетным в глазах ребенка? Прежде всего, для этого взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам. Такие дети более успешны. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении подростков часто проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость.

При воспитании подростков существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются между взрослым и ребенком в той семье, где родитель занимает позицию человека, который всегда помогает, даже когда его об этом не просят. Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга, то есть того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.

 

А главное, родителям необходимо помнить о том, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, их нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, физическое здоровье и счастье во многом зависят от семьи и являются основными задачами семейного воспитания.