• Запись изменена:22.08.2022
Прислушивайтесь к своим чувствам, сообщайте людям, которые вас окружают о вашем недовольстве. Высказывая недовольство, говорите о ваших чувствах и отношении к событию, которое вызывает в вас чувства, не обвиняйте оппонента. Таким образом вы сможете избежать серьёзных конфликтов и покажете пример бережного отношения к себе. Нас не учили сообщать окружающим о своем состоянии и более того, многих из нас учили подавлять свои чувства, запрещали их выражать. И случается так, что мы часто обнаруживаем себя в серьезном конфликте с близким человеком из-за какой-то мелочи.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ Пути повышения чувства собственного достоинства у детей.
1.Осуществляйте неформальный подход:
♦Уделяйте ребенку 100% любви и внимания. Не отвлекайтесь, 15 минут полного внимания в день творят чудеса.
♦Поделитесь с ребенком чувствами, которые создают теплоту и близость.
2.Научите детей понимать, что ошибаться — это не плохо. Ошибки — это ступеньки к успеху.
♦Донесите до детей, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса.
♦Своим примером мы учим детей:
-скрывать ошибки.
-чересчур сокрушаться из-за них
-извиняться за них
-обвинять других за наши ошибки
-оправдываться
Мы можем поменять свое отношение к ошибкам и учить детей:
-принимать ошибки легко
-праздновать ошибки
-извлекать уроки и опыт из ошибок.
3.Отмечайте самые незначительные достижения ребенка.
♦Найдите то, что у ребенка хорошо получается, даже если на фоне всего остального это выглядит «нулем».
4.Относитесь к детям уважительно. Не злоупотребляйте своей силой. Отделяйте поступок от того, кто его совершил. Любите своих детей и показывайте им эту любовь.
5.Опасайтесь «жалостливости».
♦Жалея ребенка, мы поощряем его жалеть самого себя. Это снижает самооценку. Сочувствию — да, жалости — нет.
6.Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.
♦Не решайте проблемы детей. Например, если их дразнят, не защищайте их. Научите их защищаться самим.
7.Избегайте сравнений, уважайте их различия.
♦Не скупитесь показывать ребенку его уникальность, его сильные стороны.
8.Не прибегайте к помощи соревнования.
♦Соперничество приводит к конфликтам
♦Соревнования приводят к тому, что дети сдаются, если их надежды не оправдываются.
♦Детям важно учиться строить близкие отношения со своими друзьями. Очень сложно относиться к себе или кому-нибудь другому хорошо, если я хочу чтобы остальные проиграли.
♦Соперничая, дети стремятся быть первыми, поэтому скрывают свои знания, умения и опыт от других. В результате большая группа людей (в будущем общество) лишается ценного вклада.
♦Сотрудничая, дети становятся более изобретательными, ум их становится гибче,
♦Когда дети работают в команде, они чувствуют, что нужны друг другу, это повышает их самооценку, снижается уровень стресса, меньше опасности остаться незамеченным.
♦Соревнование несет в себе понятие единичности, нужно предпринимать все усилия, чтобы быть первым. Сотрудничество несет в себе понятие множества. Работая вместе, мы можем создать что-то гораздо большее, чем, если бы работали в одиночку
В ПОМОЩЬ ОСОЗНАННЫМ РОДИТЕЛЯМ
Наше внимание одинаково важно для наших детей, не важно ругаем мы его или любим. У ребенка часто нет возможности получить наше внимание и они используют ошибочные модели поведения. Но у нас есть инструменты — чувства, чтобы распознать и переориентировать его поведение.
1.Если в общении с ребенком я чувствую раздражение, это значит, что ребенок пытается завладеть моим вниманием. Что можно сделать: не заглядывая в глаза, без слов, дать почувствовать мою любовь. Прижать и обнять или дать внимание другим приемлемым способом.
2.Если в общении с ребенком я чувствую злость, вызов, угрозу, желание подавить ребенка, это значит, мы находимся в «борьбе за власть». Что можно сделать: уступить, выйти из борьбы. Дать почувствовать ребенку силу и значимость.
3.Если в общении с ребенком я чувствую обиду или боль, это значит, что ребенок находится в «мести». Что можно сделать: не возвращайте обиду, возьмите тайм-аут, признайте чувства ребенка, покажите другой способ выражения злости, начните восстанавливать отношения.
4.Если в общении с ребенком я чувствую отчаяние, жалость и желание спасти, это значит, что ребенок находится в «уклонении». Что можно сделать: не уговаривайте, относитесь к нему по-дружески, говорите бодрым голосом и перечисляйте ему его достижения, подбадривайте, но не спасайте. Убеждайте его, что он значим и нужен и не сдавайтесь, будьте методичны и настойчивы.
Наиболее часто встречаемые причины конфликтов:
1. Нечеткое разграничение прав и обязанностей работников;
2. Ограничение ресурсов;
3. Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива;
4. Различия в манере поведения и жизненном опыте;
5. Неопределенность перспектив роста;
6. Неблагоприятные физические условия;
7. Недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя.
8. Недостаточный уровень профессионализма.
Действия руководителя при разрешении конфликта:
1. Изучение причин возникновения конфликта;
2. Ограничение числа участников конфликта;
3. Анализ конфликта;
4. Разрешение конфликта.
Способы разрешения конфликтов:
Педагогические: беседа, убеждение, просьба, разъяснение, требование и т. д.
Административные: силовое разрешение — подавление интересов, перевод на другой участок работы, разрешение конфликта по приговору (приказ, решение комиссии и т. д.)
Правила поведения в конфликтах: Как бы там ни было, конфликты все же неизбежны. Но чтобы избежать наиболее серьезных из них, необходимо придерживаться следующих основных правил:
■ Признавать друг друга;
■ Слушать не перебивая;
■ Демонстрировать понимание роли другого;
■ Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует;
■ Четко сформулировать предмет обсуждения;
■ Установить общие точки зрения;
■ Выяснить, что вас разъединяет;
■ после этого снова описать содержание конфликта;
■ Искать общее разрешение;
■ Принять общее «коммюнике».
При обсуждении конфликта надо быть предельно внимательным, в противном случае возможны ошибки в результате — весьма неприятные последствия, начиная с того, что конфликт, как многоголовая гидра, появится рано или поздно в другом месте Как могут помочь родственники
■ Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.
■ Заботьтесь о них и утешайте, проводите с ними больше времени.
■ Проследите, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь.
■ Разрешите им говорить о случившемся, когда им этого хочется.
■ Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции.
■ Обозначайте словом — особенно с маленькими детьми — чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т.п.
■ Поговорите с учителями — чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка.
■ Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.
■ Следует понимать, что новые физические реакции, такие, как головная боль, слабость и т.п. являются ответом на переполняющие ребенка страхи и попыткой избежать их.
■ Помогите ребенку поделиться своими страхами и беспокойством.
■ Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни.
■ Не торопите их, говоря: «Ну, пора уже об этом забыть»
■ Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни. В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.
1 .В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию. Ребенок не в состоянии понять значение слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или замыкаться в себе.
2. Младшие школьники (7—9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно. В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или близкие им люди могут умереть.
3. Для возраста 10—12-лет характерно периодическое чередование состояния грусти и развлечений, поэтому, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы.
4. Мышление старших подростков уже похоже на способ мышления взрослых. Однако психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя : «Кто Я?». Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты поисками смысла смерти.
5. Многие дети демонстрируют изменения в поведении: становятся непослушными, агрессивными или рассеянными. Здесь также требуется понимание и терпимость; нужно стараться замечать странности в поступках и высказываниях (например, постоянные поиски пропавшей игрушки или выражаемое вслух желание перестать расти и стараться понять смысл этого. Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся, «ничто меня не пугает!», — оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации с другими людьми, подвергающими их риску. В подростковом возрасте возможно возникновение чувства вины на почве вполне естественного для этого возраста эмоционального и физического отчуждения ребенка от родных. Несмотря на то, что установление дистанции само по себе нормально, это осложняет переживание скорби. Когда необходимо обратиться за профессиональной помощью:
• ребенок горько плачет в течение долгого времени
• у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
• происходят резкие изменения в поведении ребенка
• заметно снижаются школьные успехи и оценки
• ребенок надолго замыкается в себе
• ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
• ребенку снятся кошмары и нарушается сон
• ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
• ребенок резко худеет
• ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
• ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме.
Важно также помнить, что все процессы протекают индивидуально и всем нужно разное время для восстановления. Будьте рядом! Стресс — это реакция организма в ответ на воздействие раздражителей (стрессоров). Стрессовая реакция может возникать под влиянием травм, дефицита или избытка информации, инфекционных агентов, отрицательного или положительного эмоционального воздействия. С точки зрения реакции организма на стресс не имеет значения, приятная или неприятная будет ситуация, с которой мы столкнулись. Организм на любые виды воздействия реагирует одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справится с возросшими требованиями к организму. Стрессы сопровождают нас повсюду, пресса невозможно избежать. Любое приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса. Полная свобода от стресса означает смерть. Реакция организма на стресс протекает в несколько этапов: Вначале возникает реакция тревоги, когда: Возбуждённые структуры головного мозга посылают к различным органам и тканям мощный поток импульсов, заставляющий их работать в форсированном и даже запредельном режиме. Увеличивается выброс в кровь гормонов надпочечников — адреналина и норадреналина. Эти реакции вызывают физиологические изменения в организме:
• усиливается потоотделение;
• повышается свёртываемость крови;
• учащаются дыхание, сердцебиение, повышается кровяное давление;
• увеличивается выброс сахара в кровь, появляется чувство сухости во рту;
• усиливаются напряжение и кровенаполнение мышц;
• кожа становится бледной, снижается аппетит;
• усиливается возбуждение, всё внимание концентрируется на раздражителе. Дальше наступает фаза сопротивления, когда:
• человек уже умеет справляться с задачей, тревога и волнение практически исчезают;
• организм активно сопротивляется, расходуя резервный запас сил, с максимальной нагрузкой на все органы и системы.
Заключительная фаза истощения характеризуется:
-переутомлением, появлением тревоги, бессонницы, слабости, апатии;
-снижением приспособительных возможностей организма;
-обострением хронических заболеваний. Болезни сердечно-сосудистой системы (в частности инфаркт миокарда, ишемическая болезнь), заболевания желудка и кишечника, отдельные злокачественные опухоли, неврозы, кариес и атрофия десен, нарушение мочеполовой функции организма — вот неполный перечень различных заболеваний, вызываемых стрессом.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ при стрессе
■ Выйдите на свежий воздух и обмойте прохладной водой лицо, руки и шею. н Опустив плечи, попробуйте расслабить мышцы лица, т.е. снять все мышечные зажимы, которые автоматически у вас возникли в состоянии стресса. Несколько минут дышите глубоко, вдыхая через нос, выдыхая ртом и ненадолго задерживая воздух внутри.
■ Если получится, побеседуйте на отвлеченную тему с любым человеком, оказавшимся с вами рядом (соседом, сослуживцем, другом, попутчиком).
■ Ни в коем случае не принимайте никаких важных решений, так как ваша реакция на все окружающее в данной ситуации будет, как правило, неадекватной.
■ Чтобы объективно оценить то или иное событие и не попасть в капкан страхов, при первых же признаках волнения по поводу какого-либо происшествия постарайтесь ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
1.Это событие на самом деле такое важное?
2.Происшествие имеет трагические последствия для вас или ваших близких?
3.Действительно ли оно хуже всего, что было раньше?
4.Стоит ли это событие таких переживаний?
5.Через месяц это событие будет для вас таким же значимым?
6.Неужели событие страшнее инфаркта?
7.Если всё же сбудутся самые худшие опасения, сможете ли вы справиться с ситуацией?
Картина проявления стресса у каждого своя, требующая индивидуального подхода в лечении. Первый и основная здесь рекомендация – ОБРАЩАЙТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ.